Не секрет, что главное в автомобиле — двигатель. Его
эффективная работа зависит не только от качественного топлива и
соответствующей смазочной системы, но и от системы охлаждения. И на
протяжении всей истории автомобиля конструкторы решали вопрос повышения
эффективности системы охлаждения.
История
Первые двигатели XIX века имели воздушное охлаждение.
Примерно в 1900 году появились двигатели с водяным охлаждением.
С 30-х годов прошлого века впервые для увеличения эффективности охлаждения применяются помпы и термостаты.
Ранние антифризы представляли собой: 1. Солевые растворы хлоридов натрия, кальция. 2. Растворы глицерины, сахара и меда. 3. Метиловые и этиловые спирты.
С 1930-го впервые применяется этиленгликоль.
С 1939-го применяются специальные антикоррозионные пакеты.
Основные требования к современным антифризам
1. Тепловые характеристики, которые позволяют эффективно охлаждать двигатель без кипения. 2. Антикоррозионная защита всех металлов и сплавов в системе охлаждения современных автомобилей. 3. Защита от замораживания в зависимости от выбранной концентрации. 4. Совместимость с резиновыми и пластмассовыми изделиями в системе охлаждения. 5. Отличные антипенные характеристики. 6. Стабильность характеристик на протяжении срока эксплуатации. 7. Отсутствие нитритов, аминов, фосфатов.
Основные национальные стандартыBS 6580: 1992 (Великобритания)
AFNOR NF R15-601 (Франция)
ASTM D 3306 (США)
SAE J 1034 (США)
ONORM V5123 (Австрия)
JIS K2234 (Япония)
CUNA NC956 16 (Италия)
Почему необходима система охлаждения двигателя?
Сгорание топливной смеси в двигателе происходит при
температурах 2100—2300°С. При такой температуре, без принудительного
охлаждения, детали двигателя нагревались бы до температуры, значительно
превышающей температуру воспламенения масла. Помимо сгорания масла при
перегреве двигателя увеличиваются силы трения и изнашивания деталей,
уменьшаются тепловые зазоры, происходит коксование масла и отложение
нагара, ухудшается наполнение цилиндров карбюраторных двигателей горючей
смесью, а дизелей — очищенным воздухом.
В то же время чрезмерный отвод тепла влечет за собой
переохлаждение двигателя, изменение вязкостных свойств масла, что
приводит к увеличению изнашивания деталей, снижению мощности и
экономичности двигателя. Идеальный тепловой режим двигателя — 85—95°С,
независимо от его нагрузки и температуры окружающей среды.
Чтобы не замерзнуть
В зимних условиях в качестве охлаждающих жидкостей
применяются антифризы — жидкости с низкой точкой замерзания. Это в
основном составы на основе этиленгликоля. Температура замерзания смеси
этиленгликоля с водой (1:1) примерно 36°С. Замечательным свойством
такого соотношения и более высокой концентрации является то, что при
более низких температурах смесь не превращается в лед, а образует густую
массу, не вызывая повреждения блока цилиндров и радиатора.
Чтобы не закипеть
Помимо температуры замерзания немаловажна температура
кипения охлаждающей жидкости — чем она выше, тем меньше она испаряется и
реже закипает, что обеспечивает более длительную работу двигателя без
дозаправки и перегрева. Средняя температура кипения смеси этиленгликоля с
водой (1:1) составляет +107°С.
Что делать?
• Используйте антифриз, который соответствует требованиям производителя вашего автомобиля.
• Если вы купили автомобиль и не знаете, что и когда
залито в него, лучше произвести замену всех технических жидкостей
(масло, антифриз, тормозную жидкость).
• Для добавления используйте антифриз той же торговой
марки. Разные производители могут использовать несовместимые пакеты
присадок.
• Какой бы не был совершенный антифриз, необходимо
регулярно контролировать его уровень по отметкам в расширительном бачке и
концентрацию с помощью гликометра, из-за образования конденсата,
возможных утечек и испарения, а также производить замену в сроки,
указанные в инструкции к автомобилю заводом-изготовителем.
Можно ли при выборе антифриза ориентироваться на цвет?
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,
фиолетовый, бирюзовый, малиновый и разные оттенки. По цвету невозможно
определить ни качество, ни совместимость антифризов разных
производителей. Цвет – это не качество, это краситель.
Внимание! Антифриз на протяжении срока эксплуатации, как
правило, не должен кардинально менять цвет. Если антифриз приобрел
коричневый оттенок – это сигнал появления ржавчины, вызванный
отсутствием антикоррозионных свойств. Антифриз в этом случае подлежит
немедленной замене.
Как разбавлять концентрат?
Вся информация на этикетке. Если информация отсутствует или не понятна, запомните следующее:
• Никогда не заливайте концентрат в чистом виде без
разбавления. Вы получите антифриз с температурой замерзания –13°С и
сильным коррозионным действием.
• Не рекомендуется применять антифриз с содержанием
этиленгликоля больше 67% и меньше, чем 30%. Распространенное
разбавление: 33% этиленгликоля и 67% воды (1:2) обеспечат вам –17°С.50%
этиленгликоля и 50% воды (1:1) обеспечат вам –36°С.55% этиленгликоля и
45% воды (1,2:0,8) обеспечат –40°С.65% этиленгликоля и 35% воды (2:1)
обеспечат –65°С.
Обязательно ли разбавление концентрата дистиллированной водой?
Несмотря на применение в современных антифризах
смягчающих добавок, рекомендуем разбавление дистиллированной водой, так
как водопроводная вода помимо проблемы жесткости может содержать
нежелательные вещества и соединения, которые ухудшат качество антифриза.
В продаже появились банки с указанием веса (кг) вместо объема (л). Есть ли разница?
Важна не только цифра, но и единица измерения.
Нигде в инструкциях по эксплуатации автомобиля вы не
найдете измерение технических жидкостей (масла, антифриза и др.) в
единицах веса – килограммах, все измеряется в объемных единицах, в
европейской системе – это литры. Средняя плотность концентрата — в 1
литре 1,13 кг. Итак, получаем: в 1 кг антифриза — 0,885 л, в 1,5 кг –
1,327 л, в 5 кг – 4,424 л.
Что лучше «Антифриз»или «Тосол»?
Изначально неправильная постановка вопроса. «Тосол» —
это марка антифриза. Дело не в названии, а в ответственности
производителя за свой продукт.
ВНИМАНИЕ!
Этиленгликоль — сильный яд. Попадание внутрь организма
вызывает сильную интоксикацию, повреждая центральную нервную систему и
почки. Смертельная доза для взрослого человека — 100 мл. Проблема
заключается в сладковатом привкусе, который может привлечь ваших детей и
домашних животных. У нас нет статистики отравлений этиленгликолем по
России, но в США, где эта проблема взята под отдельный контроль,
ежегодно отмечается свыше тысячи случаев отравления со смертельным
исходом. Избегайте попадания этиленгликоля на кожу. Настойчиво
рекомендуем вам хранить антифризы, как и все технические жидкости, в
недоступном месте. Пролившийся антифриз следует сразу удалить с помощью
ветоши или песка с последующей утилизацией. Попадание этиленгликоля в
почву или воду также несет угрозу для растений и рыб.
Для обеспечения экологической безопасности и исключения
случаев отравления применяются антифризы на основе пропиленгликоля.
Пропиленгликоль давно применяется в производстве продуктов, лекарств и
парфюмерии. В системах отопления жилых помещений, производств пищевых
продуктов по европейским нормативам допускается использование только
пропиленгликоля. Большинство муниципального транспорта в Европе
переведено на пропиленгликоль. Пропиленгликоль, в отличие от
этиленгликоля, менее агрессивен к металлам и обладает большей
теплопроводностью.
|